т. (3952) 755-492

Лестница конфликта, и почему мы бежим по ней

 

Итак, конфликт, как же он развивается и какие этапы проходит?

Или как мы движемся в конфликте, как прыгаем с одной ступеньки на следующую, и в конце концов доходим до …… или останавливаемся для того чтобы…..

Социологи П. А. Шептенко и Г. А. Воронина выделяют следующие стадии по которым, развивается конфликт:

  1. Предрасполагающая. Она связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов.
    Например - каждую субботу муж смотрит «свою» программу, жена желает в это же время смотреть «свою» программу. Предпосылка для конфликта.
  2. Зарождение конфликта. На этой стадии развиваются предрасполагающие условия, при которых намечается столкновение. Например – жена просит оставить «ее» программу, муж возражает.
  3. Созревание конфликта. Если на предшествующей стадии столкновение только намечается, то на данной стадии оно делается неизбежным. У конфликтующих начинает формироваться конфликтогенная установка на действия в том или ином направлении или отказ от них. Например – ты никогда не можешь ничего сделать для меня, даже сейчас ты не хочешь уступить мне. Или – хорошо, смотри свою передачу, а потом пойдешь гулять с детьми.
  4. Осознание конфликта. Если на предыдущей стадии субъект конфликтных отношений находился на уровне интуитивного ожидания, предчувствия конфликтной ситуации, то на стадии осознания он начинает осмысливать, анализировать причины конфликта, вырабатывать возможную линию поведения. Например – что ты ко мне цепляешься каждую субботу с этой программой, я вообще могу брать в субботу рабочие дни, только чтобы ты не цеплялась ко мне. Возможная линия поведения – уход от конфликта.
  5. «Сшибка» или «взрыв». Налицо сам факт столкновения интересов в той или иной форме: вербальной, деятельностной, открытой, скрытой и т.п. Например – тебе лишь бы из дома убежать на свою работу, может ты вообще, меня не любишь, и не хочешь быть со мной. Да от тебя хоть беги, вечно цепляешься ко мне и т.д.
    Но чаще конфликт проявляется в разных формах одновременно.
  6. Угасание конфликта. Здесь характерны спад эмоционально-психологического и психофизиологического напряжения, оценка последствий конфликта и выбор дальнейшей линии поведения. Например – я уже устала с тобой ругаться из-за этого, мы каждый раз мотаем друг другу нервы, да потом еще и не разговариваем дня два. Я согласен с тобой, меня это тоже достало. Давай решим этот вопрос раз и навсегда.
  7. Разрешение конфликта. На этой стадии происходит практическая ликвидация противоречий. Например – может, купим второй телевизор, или возьмем где-нибудь передачу в записи, если есть возможность.

Однако! Далеко не всякий конфликт может найти свое разрешение. Все зависит от степени снятия противоречий и создания условий, исключающих их новое зарождение.

И все было бы замечательно, если эти противоречия ликвидировались. На деле же, и в жизни это обстоит, мягко говоря, не совсем таким образом.

Как правило, хороша теория, но практика показывает часто совсем не решение конфликта, а его затухание, уход на время одного из оппонентов и другие стратегии, о которых вы узнаете чуть позже, так как все по порядку.

Не буду вас пугать неразрешимостью конфликтов, однако должна предупредить. Многие из них могут длиться годами!

Надеюсь, что кто-то, начав даже домашний мини-конфликт «откроет» свой файл в голове, с сохранившейся информацией и остановится, не доходя до предпоследней стадии. Не потеряет в этом свой жизненный ресурс, который как раз и пригодится для решения конфликта или лучше конфликтика, в его начинании. И не так важно где и с кем это происходит, с мужем, ребенком, с коллегой, важно не поддаться на этот вспыхнувший эмоциональный огонек, остудить его, дабы не сгореть в огне большого конфликта.

Но вернемся опять к началу. В чем все-таки причины возникновения конфликтов. Откуда растут ноги?

По мнению все тех же социологов А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, личностных, социально-психологических организационно-управленческих.

  1. Объективные причины - это главным образом те обстоятельства взаимодействия, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок и т.п.
    Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки. То есть то, что мы имеем, или как говорится факт на лицо.
  2. Субъективные причины, в основном связаны с теми индивидуально-психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося противодействия.
    То есть, человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия.
    Я не буду писать о организационно-управленческих причинах конфликтов, так как считаю это специфической информаций необходимой руководителям. Важнее увидеть личные и социально-психологические причины. Кстати они тоже влияют на организационно управленческие.
  3. Социально-психологические причины обусловлены взаимодействием людей, их включением в разные социальные группы. Вот несколько типичных причин.
    • Возможные значительные потери и искажения информации в процессе общения.
      Похоже на игру «сломанный телефон».
    • В ситуации общения, человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. Теория американского психолога Э. Берна
      Я рассчитывал, что ты будешь хорошей матерью, а ты ……..
      Ты похож на моего отца, и я думала, что ты будешь так же как он….
    • Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, (особенно сложной), несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме сразличных сторон.
      Последнее как раз и дает вариативность в решении проблемы, но эмоциональный аспект и односторонний подход каждого конфликтующего мешают это увидеть.
    • Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга.
      Конфликт легко возникает, если нет предварительной договоренности по способам оценки, а они бывают качественные и количественные, объективные и субъективные. Или у каждого из нас в силу воспитания и принадлежности к своей социальной группе присутствуют привитые нам способы оценивания и вынесения вердикта. Ведь в основе любой оценки лежит сравнение.
    • Психологическая совместимость.
      Здесь важен темперамент, скорость восприятия информации и ее обработки, психологическая устойчивость.
    • Напряженные отношения, сложившиеся между людьми в ходе предшествующего взаимодействия.
      Здесь только дай возможность вспыхнуть спичке, и разгорится пожар.
  4. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями людей:
    • Одним человеком производится оценка поведения другого как недопустимого (в процессе взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороныдругого человека, являющегося партнером по взаимодействию).
      Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Здесь большую роль играют социальные установки, приобретенные человеком еще в детстве, это хорошо, это плохо, так можно делать, так нельзя.
    • Низкий уровень социально-психологической компетентности, т.е. неподготовленность человека к эффективным действиям в конфликте. Это сплошь и рядом, никто нас не учил справляться с конфликтами, а тем более эффективному поведению в конфликте.
    • Недостаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых фактов взаимодействия.
      Немедленное впадение в эмоции и не самые приятные чувства, например злость и далее агрессия.
    • Плохо развитая у человека способность к эмпатии, т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию ему.
      Самое простое – ты меня не понимаешь, я переживаю за нас, а ты…
    • Завышенный или заниженный уровень притязаний.
      Я же просил тебя наливать мне кипяток, а этот чай градусов 80, совсем холодный.
    • Холерический тип темперамента человека относительно чаще может приводить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом.
      Я жду вас уже 5 минут, невыносимое обслуживание, дайте жалобную книгу.
    • Акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний (например- агрессивность).
      Если ты сейчас же не заткнешься, я тебе дам в морду.

Вариаций примеров великое множество, в течение дня понаблюдайте за собой, посмотрите, где вы находитесь, на какой ступеньке стоите. Что выводит вас на негативное поведение, или какие слова или поведение окружающих людей влияют на вас, ваше эмоциональное состояние, выводя на конфликтную установку. Начните обращать внимание, и может быть в вашей жизни размолвок и ссор станет меньше.

В следующий раз мы посмотрим говоря языком психологии на психологический климат и попробуем конструктивные методы разрешения конфликта.

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Профессиональный психолог Кузнецова Наталья 

Член психотерапевтической Лиги России