т. (3952) 755-492

Конструктивное разрешение конфликтов или выход там же где и вход.

Побеждать – глупейшее занятие. Не победить, а убедить – вот что достойно славы.В.Гюго

 Милая, куда делись опять мои тапочки?

Жена: «Опять он намекает, что я плохая хозяйка, он меня просто не любит»:

- Откуда я знаю, куда дел, там и ищи, я тебе не служанка!

Дальше в ответ уже он раскручивает свой смерч конфликта никем не проверенных догадок и предположений, и милый домашний цирк на пустом месте вам обеспечен.

А потом еще подключаются классические цирковые номера в виде воспоминаний о грехах многолетней давности:

- Вот всегда ты придираешься, не любил ты меня никогда, помнишь еще после свадьбы…

Итак, начинаем учиться разрешать конфликт, и без теории здесь не обойтись.

 Далеко не все конфликты можно предупредить! Поэтому важно уметь конструктивно выходить из конфликта.

Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность и в способах и в формах его завершения, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам.

Ознакомимся с основными формами завершения конфликта

v  - разрешение,

v  - урегулирование,

v  - затухание,

v  - устранение,

v  - перерастание в другой конфликт

Выбирайте любой, для себя подходящий.

Завершение конфликта – здесь должна происходить совместная деятельность всех участников. Она направляется на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Для этого обязательна активность всех участников. Она направляется на изменение условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо

v  - изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них).

v  - их позиций, которые они отстаивали в конфликте.

v  - изменение отношения оппонентов к объекту конфликта или друг к другу

     Часто разрешение конфликта основывается на этом.

Урегулирование конфликта - отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона.

Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Возможно, это будет ваша подруга, мама, его приятель и т.д. Для бизнеса это непременно незаинтересованная сторона, консалтинговая компания или что-то в этом роде.

Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность); переориентация конфликта, переключение на неотложные дела и т.п.; истощение ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

Устранение – это такое воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

v  - изъятие из конфликта одного из оппонентов (переезд, отъезд, перевод в другой отдел, увольнение с работы);

v  - исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (болезнь, отъезд на время, отправка в командировку одного или обоих и т.п.);

v  - устранение объекта конфликта (ваза разбилась, должность досталась другому, квартиру продали)

Перерастание в другой конфликт - происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Начинается со спора о том, кто будет возить ребенка в бассейн, а переходит в плоскость кому все таки покупать машину

Исход конфликта - рассматривается в литературе как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.

         Очень важен и вопрос о критериях разрешенности конфликта.

По мнению американского конфликтолога  М.Дойча основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.

В отечественной конфликтологии критерии разрешения конфликта выглядят так:

v  прекращение противодействия;

v  устранение травмирующих факторов;

v  достижение цели одной из конфликтующих сторон;

v  изменение позиции индивида;

v  формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются

v  - степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта,

v  - победа в конфликте правого оппонента.

Важно чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник.

Условия разрешения конфликтов

Опять же, ссылаясь на отечественных социологов говорим о том, что

Прекращение конфликтного взаимодействия – первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока будут предприниматься какие-то меры с одной или обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Необходимо найти общие и близкие  точки соприкосновения в целях, интересах оппонентов, т.к. это является двусторонним процессом (об этом я писала выше) и предполагает анализ своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны.

Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. И это нормально.

Главное – снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту. Или как выразиться языком тренинга – остудить конфликт.

Одновременно с предыдущим, перестать видеть в оппоненте врага, противника.

А также, объективно обсуждать проблему, выяснять суть конфликта, умение сторон видеть главное.

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Все это способствует успешному поиску решения противоречия.

Также, когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов, (для компании или предприятия должностного положения) друг друга.

Сторона, занимающая подчиненное положение (муж-жена, мать-дочь) или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно немаловажное условие – это выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам.  Стратегии зачастую  становятся решающими  для исхода конфликта и представляют собой основную линию поведения оппонента на заключительном этапе.

Выбор стратегии зависит от различных факторов

v  личностные особенности оппонента;

v  уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба;   

v  возможные последствия;

v  значимость решаемой проблемы;

v  длительность конфликта и т.д.

           Основные стили (линии) поведения в конфликте

 К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

v  соперничество,

v  сотрудничество,

v  компромисс,

v  избегание

v  приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всех, или организации; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.

Компромисс представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некоторых уступок.

Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают разными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все. Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат.

Стиль избегания рекомендуется применять в следующих ситуациях:

v  источник разногласий несущественен для стороны по сравнению с другими важными задачами, а потому они считают, что не стоит тратить силы на решение проблемы;

v  стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

v  опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию;

v  одна из сторон знает, что не может или даже не хочет решить этот вопрос в свою пользу.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Он предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуации: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обоих сторон; непринужденности участников.

Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта.

В зависимости от выбранных стратегий возможно разрешение конфликта способом силового давления (уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудничество).

                   Итак, посмотрим на выводы, которые оформились из трех статей.

1. Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противодействие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В той же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

2. Межличностный конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей либо чувств партнера.

3. Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания причин возникновения конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Факторы и причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть определены в четыре группы: 1) объективные; 2) организационно-управленческие; 3) социально-психологические; 4) личностные.

4. Завершение конфликта представляет  собой прекращение его по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются  разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Исход конфликта – это результат борьбы с точки зрения сторон и их отношения к объекту конфликта. Основными критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия  победа в нем правого оппонента.

5. Среди условий конструктивного разрешения конфликта выделяют: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общего в целях и интересах; снижение негативных эмоций оппонента; объективное обсуждение проблемы; учет статусов (должностного положения) друг друга; выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта.

6. Основные стратегии разрешения конфликта – соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы. В зависимости от выбранных стратегий возможно разрешение конфликта способом силового давления (уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудничество).

7. Уменьшение количества конфликтных ситуаций – серьезная практическая проблема.

8. Психологический климат – это эмоционально-психологический настрой  в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения людей, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

9. Человеческие отношения образуют основу социально-психологического климата. Они являются тем социальным клеем, который сплачивает и служит противоядием от раздоров и конфликтов.

10. В основе влияния человека на человека лежит их взаимная зависимость.

Немного об этом, так как зависимости вообще преследуют нас в течение жизни. В. Б. Ольшанский выделяет 5 типов взаимного влияния на деятельность друг друга: взаимное облегчение, взаимное затруднение, одностороннее облегчение, одностороннее затруднение, независимость.

          11. Разнообразие типов взаимных влияний  подводит к осознанию психологической совместимости. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат. Высокая совместимость в большей мере обеспечивается усилием, направленным на поддержание нормальной атмосферы.

          12. Психологическая несовместимость проявляется, как неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различие во внимании, мышлении и других врожденных и приобретенных свойствах личности.

13. Психологический климат коллектива зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении коллективной работы.

Немного об основных характеристиках психологического климата коллектива, так как это вопрос не рассматривался  в статье отдельно.

v  удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;

v  преобладание положительного фона настроения;

v  взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;

v  степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива;

v  сплоченность;

v  сознательная дисциплина;

v  продуктивность работы.

 

В конце хочется еще добавить, что конфликты бывают не только «вредные», но и «полезные». А еще они способствуют развитию и личностному росту. «Полезные» конфликты помогают вскрыть и изменить нездоровые отношения и взаимоотношения, а «вредные» конфликты наносят ущерб, нервной системе окружающих и общему климату.

Посмотрите вокруг себя, понаблюдайте за конфликтами других, постарайтесь понять их механизм и наметить пути выхода из него (не входя). Лучше учиться на чужих ошибках.

Общаясь с партнером или оппонентом, помните, что общаетесь с человеком, который о себе хорошего мнения.

Если вы уже в конфликте, следите за тем, чтобы не было пренебрежительных жестов, снисходительного выражения лица и т. п в сторону оппонента. Лучше всего, если во время беседы вы все время будете внимательно смотреть на собеседника. Ни в коем случае не воспитывайте оппонента. Помните, что воспитание заканчивается к семи годам, а дальнейшее воздействие называется перевоспитанием. А перевоспитать можно только одного человека — самого себя. Да и к тому же лучшая позиция не родителя, а взрослого человека.

Особенность психологической борьбы, заключается в том, что здесь нет победителей и побежденных. Здесь или оба выигрывают, или оба проигрывают. Поэтому ваша победа будет и победой вашего партнера. Не наказывайте своего партнера по несчастью, (конфликту), старайтесь его уговорить.  В конфликте (особенно серьезном) идет перестройка обеих сторон, а перестройка всегда трудна и болезненна.

Итак, для Вас открывается блестящая перспектива: работайте над собой, своим поведением, изучайте законы психологического взаимодействия и вносите их в свою жизнь.   

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Профессиональный психолог Кузнецова Наталья

Член Психотерапевтической Лиги России