т. (3952) 755-492

Роль отца в развитии мальчика или зачем нужен папа.

Один отец значит больше, чем сто учителей.Д. Герберт

 

Зачем мальчику нужен папа?

Какая роль отведена ему в воспитании мальчика?

Мать и отец – являются самыми главными и незаменимыми людьми в жизни любого ребенка. Счастлив тот малыш, который растет в семье, где есть папа и мама, и которые находятся с ним рядом с самого первого момента его жизни.

 

К сожалению, неизбежные последствия социальной ситуации в нашей стране стали: возрастающая алкоголизация населения, в особенности мужского и катастрофическое снижение мужского авторитета.  В стране идет беспрецедентный рост числа разводов. Отсюда такой же рост неполных семей. Статистика говорит о том, что в неполной семье воспитывается каждый 7-й ребенок (до 18 лет). При этом не учитывается "несуществующая", но наблюдающаяся статистика, когда отец живет в семье, но его как бы нет, пришел, когда дети уже спали, ушел, когда дети еще спали.

 

Эти факты показывают нам, почему фигура отца исчезает из социальной ситуации развития ребенка.

 

Нужен ли ребенку папа в действительности, если его все равно нет рядом?

Все та же статистика показывает, что 80%  детей от 8 до 15 лет желают, чтобы их папы бывали с ними больше времени.

Семья, в которой отец отстраняется от воспитания, страдает алкоголизмом, отсутствует или устраняется от воспитания малыша, обращаются за помощью к детскому психологу чаще всего.

 

А ведь значимость отцовской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных не только у нас, в России, но и во всем мире.

 

Отсутствие отцовской фигуры в семье связывают со многими проблемами современного человека. Эмоциональная нестабильность, анти социальное поведение, половая и полоролевая  диффузность. Возможно, это дорога к разным психическим нарушениям, вначале у подростка, и как следствие у взрослого.

 

Посмотрим на типичный образ русской семьи на протяжении последних веков: суровая мать-лошадь, ей нужны только работа и дети, и слабый безвольный отец-алкоголик, который когда не пьет, воюет на очередной войне. Участие отца в воспитании, не считая дисциплинирования ребенка, зачастую чисто символическое.

 

Таким образом, наблюдаются колебания в отношениях к отцу: от полного подчинения его воле, до игнорирования и пренебрежения им тесно связано с культурно-историческим контекстом.

 

Сегодня требования к современному мужчине, отцу усложнились: c одной стороны отец должен быть любящим и заботливым, с другой за ним сохраняется функция добытчика, здесь мы видим, что он не может при таких условиях проводить с ребенком много времени.

 

В сегодняшней ситуации мальчик имеет и относительно мало возможностей для собственных маскулинных проявлений, в виду того, что взрослые (прежде всего женщины) относятся к ним достаточно амбивалентно, мужские способы реакции на обиду или не предлагаются родителями  или обесцениваются ими. И получаем этакое «женское» воспитание. А ведь дети нуждаются в том, чтобы  чувствовать интерес к себе со стороны родителей, им нужны родительские любовь, признание, одобрение, доверие и поощрение автономии в поведении и эмоциях.

 

Наблюдения, которые можно почерпнуть из сегодняшней жизни – это «удобные мальчики». Соблюдающие  дисциплину в школе, имеющие удовлетворительные оценки, кажутся прилежными, хотя обычно инициативу не проявляют. Дома послушны, спокойны, однако практически не имеют друзей.

В работе с психологом у таких детей проявляются подавленные чувства стыда, страха, вины,  и, как правило, ненависть. С точки зрения школьного психолога зачастую можно услышать ответ – у него все нормально.

 

Зарубежным психоаналитиком Т.Лидза было описано пять видов взаимоотношений с отцом.

ü   Деспотичные и конфликтующие с женами

ü   Соперничающие с детьми за внимание со стороны жены

ü   Отчужденные и равнодушные

ü   «Неудачники», с которыми никто не считается

ü   Пассивные, полностью зависимые от своих доминантных жен

Такие отцы не создают условий для идентификации с ними у мальчиков, и поддерживают дисфункциональное поведение матерей.

 

Отечественная психология предлагает только одну модель взаимоотношений отец-ребенок  Б.И.Кочубея.

ü   Участие – на равных

ü    Участие -сверху вниз

ü   Пренебрежение – сверху вниз

ü   Пренебрежение – на равных (феномен отсутствующего отца)

 

Кроме мамы для ребенка необходим кто-то еще, третий без этого невозможно гармоничное развитие.

Мать-ребенок-отец.

Три необходимые и важные качества для отца:

ü   быть важным для матери и ребенка, 

ü   более удаленным, чем мать, 

ü   способным к восприятию ребенка.

 

Но именно мать открывает ребенку отца, она помогает представить его первоначально символически (так как отец часто отсутствует). Утверждается, что дети могут улавливать, порой бессознательно, чувство матери по отношению к ее супругу, отцу ребенка.

 

Отец дает необходимые для ребенка устойчивые и надежные отношения.

Проявляются они в игре, которая проходит совместно, ребенок-папа. Эти игры более непредсказуемые, яркие, шумные, более рискованные и опасные, чем игры с мамой. Папа, обеспечивая безопасность ребенка и одновременно чутко поддерживая его и стимулируя исследовательскую и познавательную активность в совместной игре, начиная с раннего дошкольного возраста, снабжает его новыми знаниями, дает советы, которые вобрали, и отражают его мужской опыт.

Это является важным дополнением к тому опыту, который он получает от матери.

 

Как отмечал З.Фрейд, присутствие сильного отца гарантирует сыну правильное решение при выборе объекта противоположного пола.

 

Если отец не доступен для общения, если он пассивен? У мальчика нарушается установление чувства мужественности. Такие мальчики могут преувеличенно демонстрировать свою силу, которая, как правило, говорит о его чувстве незащищенности, а не является доказательством его мужественности.

Что опять проявляется в работе психолога с ребенком.

 

Если важность присутствия мужчины необходима, то может ли это быть другой мужчина или это должен быть обязательно отец?  Важный аспект - что его связывает с матерью ребенка, ведь мужчина существует в семейном контексте, а не сам по себе. Прежде всего, это муж матери ребенка, это содействует развитию представлений о семейной иерархии. Здесь важно  принятие ребенком связи между новым родителем и мамой. Почему? В дальнейшем, это приводит к способности воспринимать себя во взаимоотношениях с другими.

 

На сколько же значим "биологический отец" по сравнению с приемным отцом? Здесь значение и знание отца - как родного человека. Знание ребенка об отце имеет важное значение,  знание как о человеке участвующем в зачатии,  так как это создает у ребенка представление о себе как о потомке двух родов. 

Необходимо это и для формирования представления о себе как о наследнике и продолжателе рода и фамилии.

Ошибки, которые совершают матери "присваивая" себе своих детей - они лишают их части родословной (словно у человека отнята половина тела).

 

Итак, отец разгружает закольцованные отношения между ребенком и матерью. Отец помогает открыть ребенку себя, помогает открыть иные, новые взаимоотношения, отличающиеся от взаимодействия ребенок-мать.

 

Когда отец уходит из семьи это непременно оказывает влияние на эмоциональное состояние и благополучие ребенка.

Однако если папа отсутствует в семье, это не обязательно является пагубным.

 

Качество супружеских отношений и качество отношений ребенок-отец взаимосвязаны, при этом качество отношений ребенок-мама почти не страдают это доказывают проведенные исследования. При плохих отношениях родителей страдает и психическое состояние ребенка.

 

Если отец оказывает поддержку, у мальчика в меньшей степени проявляются тревожность и депрессивность (включая подростков). Если же в отношениях отца и ребенка больше негативных эмоций, то такие дети в больше проявляют агрессию в школе.

 

Исследования показали, что взрослые пациенты с тревожными или депрессивными расстройствами характеризуют отца как не участвующего в воспитании, или подчеркивают его критическую позицию и жесткое обращение.

 

Так же из исследований следует, что негативная окрашенность отцовского образа выше у подростков, живущих без отца. Это может быть связано с выражением их обиды на отца, которого нет рядом, а как следует из теории привязанности, злость является естественной реакцией на нарушенную привязанность. Иногда эта негативная окрашенность является результатом влияния матери. (Вспомним, как отзываются об отце ребенка одинокие матери)

 

Было обнаружено, что отсутствие отца особенно пагубно отражается на полоролевом развитии мальчика. Мужские черты возникали медленнее, мальчики были менее агрессивными и более зависимыми. Выше о таком удобном типе мальчиков упоминалось.

 

Если в семье отец отсутствует, в Концепции ребенка будет отражаться, и доминировать в восприятии образ мамы (т.е. высокая степень идентификации с матерью). Однако при этом, отношения с мамой практически не оказывают никакого влияния на формирование гомосексуальной ориентации.

Плохие взаимоотношения с папой явились оказывающими влияние на формирование сексуальных предпочтений молодых людей.

 

Исследования доказывают, что мальчики ощущают большую близость с папой, если чувствуют его принятие. Проявляется склонность к типично мужским чертам, независимо  от степени маскулинности отца.

 

Еще одни исследования показывают, что важным фактором становления полоролевой идентичности является эмоциональная теплота отца, воспринимаемая как младшими, так и старшими подростками.

 

Хочется отметить что «теплое» отношение отца к ребенку возможно в условиях гармоничного супружества. Матери, неудовлетворенные своими мужьями не будут способствовать возникновению ситуаций, где отец мог бы быть вовлечен в дела ребенка и отношения с ним. (опять вспомним, как матери не дают видеться с ребенком отцу)

 

Если в семье практикуется жестокое обращение, постоянно случаются ссоры и конфликты между родителями, предъявляются завышенные требования к ребенку, игнорируются его нужды и потребности, психолог не должен ограничиваться работой с ребенком. Его профессиональный долг состоит в попытке исправить семейную ситуацию, в случае необходимости привлекая обоих родителей.

 

Можно только сожалеть о том, что многие детские психологи не ориентированы на работу с родителями и игнорируют тот факт, что помощь детям предполагает привлечение родителей. Нередко на первый план выходит работа с негативными родительскими репрезентациями.

 

Основная цель данной статьи, показать, что фигура отца играет уникальную роль в психическом развитии ребенка, и выполняет важные функции внутренней опоры и защиты, поддержания самоуважения и полоролевой идентификации и является важным фактором психического благополучия ребенка.

 

Жаль, что в рамки статьи невозможно вместить примеры из жизни и еще много полезной расширенной информации по этой же теме. Но надеюсь, что ваше понимание расширится, и может быть появятся, вопросы. Задавайте их на сайте.

 

Р.S. На написание данной статьи подтолкнули проблемы заявляемые клиентами и наблюдения, которые давно хотели во что-нибудь оформиться.

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492 

Профессиональный психолог Кузнецова Наталья 

Член Психотерапевтической Лиги России

В написании статьи использованы материалы авторов: Холмогорова А.Б. Калина О.Г. Дольто Ф. Тайсон Ф. Белл А.П. Мартин С.