т. (3952) 755-492

Еще о воспитании.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.Аристотель

  • Детское упрямство, своеволие, с ними сталкиваются все родители. Что делать если ребенок отвергает и игнорирует ваши требования или вы испробовали многие средства для послушания?

  • Учиться устанавливать для любимого ребенка  границы в которых есть дозволенность (не обязательно доводить до наказания  и не унижать себя попустительским отношением). Можно прекратить борьбу за «власть», и ссоры, старайтесь построить с ребенком (или детьми) позитивные, основанные на взаимном доверии и уважении отношения.

  • Вы можете делать  все, на  что вы способны, но ваши методы воздействия (имеющиеся у вас) могут не работать, и вы можете быть в затруднении и не знать, что можно с этим сделать.

  • Методы, о которых пойдет речь – ясные, легкие в изучении и самое главное, срабатывают со всеми. Они помогут вам усовершенствовать ваши методы воспитания. Обеспечат вас информацией и инструментарием. Помогут преподать свои правила наиболее ясным и понятным способом.

  • Начиная обучение ребенка новым навыкам не ждите что вы или ваши действия будут безупречными. Ваша цель - это  усовершенствование, а не совершенство. Чем больше практики, тем лучше результат.

  • Если вы готовы вложить время в овладение этими навыками, вы несомненно получите вознаграждение.

  • Одним из инструментов является такой метод, как тайм-аут. Он применяется после того, как проходят – ясные вербальные сообщения, «проверка слуха», «остудить» и др. методы обучающие новым навыкам поведения.

  • Все методики представлены на тренинге-семинаре для родителей «Воспитание без наказания?»

                                                              Итак, тайм-аут.

  • Что же это такое – это временная мера - отлучить от чего-то значимого или хорошего, в психологии это называется «положительным подкреплением». Во множестве семей это повторяющиеся многочисленные «приятные вещи», которые происходят в повседневной жизни – например время которое ребенок проводит с друзьями и другими членами семьи, какие то особые привилегии или права, занятия которые являются любимыми или просто наслаждение ничего не деланием.

  • Тайм-аут лишает всего этого ребенка временно! Если вам показалось, что тайм-аут - это изоляция похожая на тюрьму, то это почти что так, но в смысле, ребенок находится внутри закрытого пространства, ограниченного стенами, которые помогают прекратить не устраивающее нас плохое поведение и позволяют отделить провинившегося ребенка от тех радостей, которые он привык получать в привычной для него жизни, но  также есть и значимые отличия.

  • Тайм-ауты бывают обычно короткими (от 5 до 20 минут). Тайм- ауты могут быть использованы еще и повторно. Зачем это и полезно ли? Воспитательные опыты которые мы повторяем предоставляют большее количество возможностей для того, чтобы усвоить материал. Некоторым детям нужно буквально собрать много подтверждений, прежде чем они смогут убедиться, что правилам следовать обязательно! Чем большее количество данных, тем быстрее обучение.

  • Тюремное заключение, напротив длительно, предоставляет меньше, возможностей, а не больше для того чтобы собрать информацию и примененить новые навыки. как мы знаем из собственного опыта, чем меньшее количество данных, тем медленнее научение.
  •  Тайм-аут возможно применить к детям почти любого возраста (от трехлетнего до тинейджеров) и комногим ситуациям.

  • Нужно сказать о тайм-ауте если вы соберетесь его применить.

У меня есть кое что, что поможет тебе научиться слушаться и усвоить мои правила. Еще он поможет наладить наши отношения. Работает он так – когда ты отказываешься выполнять мои правила или сделаешь что-то нехорошее или нехорошо, я попрошу тебя отправиться в твою комнату на 5 или 10 минут – или на столько, сколько будет нужно для того, чтобы ты успокоился. Я заведу таймер и скажу когда окончится время . Ты сможешь читать, рисовать или заниматься другим делом. Если ты выйдешь из комнаты до окончания времени или звонка таймера, то тебе нужно вернуться обратно, таймер заведем с начала. Ты понимаешь меня? Пожалуйста скажи мне теперь, как это будет происходить своими словами.

  •  Выберите подходящее место

Эффективность зависит от выбора подходящего места. Если комната ребенка напоминает развлекательную комнату или он находится там  с другими вашеми детьми, -    это место не подходит. Выберите другое – если имеете возможность, комнату для отдыха или ванную комнату. Подойдет лучше всего место,где тихо, куда не заходят.

  •  Всегда пользуйтесь таймером

Отсчет времени должен начинаться с момента когда он окажется в комнате. Вы завели таймер, вы уходите  с  поля  действий и  зрения. Все что происходит, происходит между ребенком и таймером. Не давайте заводить таймер ребенку, возможность находиться в его в комнате в это время. Длится он должен – 1 мин. на каждый год возраста. ВАЖНО! Не используйте этот метод раньше 3-х лет. Одна из целей – помочь ребенку -"взять себя в руки". Если же он закатил истерику и продолжает ее после окончания времени, то тайм-аут продолжаем, пор пока истерика  не окончится. Когда явное деструктивное поведение – укус, пинок и т.д. необходимо увеличить срок тайм-аута, в 2 или 3 раза, но не больше. И не вводите удлинение в обычную практику!

  •  Начинайте с чистого листа

Когда таймер отзвонил вы можете сказать – время вышло, можешь выходить. Позовите его дружелюбным тоном. Никаких разборов «полетов» или лекций по поводу послушания.

  •  Как применить тайм-аут если вы не дома?

Дети знают, когда мы находимся за границами дома мы становимся более уязвимыми. Их будет интересовать, действительны ли правила все также и что может случится если их испытать. В магазине около кассы ребенок устраивает истерику по поводу покупки конфеты. Почти в каждом магазине или торговом центре есть место где можно посидеть. Подведите ребенка и скажите – Ты должна сидеть здесь тихо в течении 5 минут. Все это проведите без "грома и молний", без комментариев и ответов на вопросы. Отведенное время в пять минут прошло. Теперь ты можешь (готова) пойти на кассу и оплатить покупки? Возможно вам придется повторить это не один раз, прежде чем ребенок убедится что ваши слова имеют силу и правила нарушать нельзя. Ваш шопинг по магазинам сделается более выносимым занятием.

  •  Физический контроль

Что это такое и как его осуществить. Когда родители должны его применять. Есть 2 варианта развития событий. 1. Плохое поведение, прекращаеть без необходимости физического сдерживания. 2. Плохое поведение, прекращать после того, как вы смогли утвердить свой физический контроль. Что для Вас будет являться знаком, того, что поведение ребенка перешло границы? Например - ребенок плохо себя ведет, отказывается идти на тайм-аут. Если он не слушается, при требовании прекратить опасное, жестокое или разрушающее поведение. Если конфликты приближаются к физическому противостоянию.

Дети интуитивно чувствуют, что родители боятся конфронтации и физической конфронтации в особенности. Тогда они используют это как угрозу, их намерение испугать или запугать и заставить уступить. В конце концов этот конфликт все же происходит. Младшие дети перенимают такую тактику и с успехом используют ее. По этому избежать физического контроля с такими детьми не удастся. Но вы можете - сделайте большой шаг к тому, чтобы найти баланс своей власти и авторитета.Хотя для этого вам предстоит сделать очень многое. В итоге ребенок поймет, запугивать и вызывающе себя вести - это не работает!

  • Если Вы применяете эти методы с проявлениями демократизма, твердости и уважения, то они научат ответственности и послушанию, возложат на детей выбор и ответственность за их поведение.

  • Помните, что каждый ребенок уникален и индивидуален, каждый случай также индивидуален и не может происходить одинаково у всех детей. Не сравнивайте как у вас и как у соседа, различие темпераментов и воспитательной среды дают разные итоги на одно и то же воздействие!

  • Не ждите, когда вы будете изнемогать под давлением испытаний, с которыми приходится сталкиваться во взаимоотношениях с детьми, приходите осваивать новые возможности для себя и вашего ребенка.

 Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Профессиональный психолог. Кузнецова Наталья. 
Член психотерапевтической Лиги России
Я являюсь автором этой статьи.