т. (3952) 755-492

Ищу хорошего психолога

К чему вопросы, если не знаешь, что будешь делать с ответом.

Фриц Перлз, (один из самых эксцентричных и эффективных психотерапевтов нашего столетия) по поводу вопросов клиента, говорит о том, что невозможно перечислить всего того, что клиент осуществляет с их помощью. Вопросы могут быть повторяющимися, способствующими, бесконечными…  Все тот же Ф.Перлз считает, что это соблазны нашего интеллекта, и связаны они с попыткой заменить понимание словесными объяснениями.

Основатель одного из подходов (гештальт-подхода) работает с вопросами  таким образом,  фрустрация вопроса (фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной его потребности, она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как: разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние), которая в итоге приводит спрашивающего к его собственным ресурсам.

Даже такой простой ответ как:«Почему Вы об этом спрашиваете?» предназначен для того, чтобы отослать человека к его собственным ресурсам.

Задавание вопросов похоже на игру, в которой клиент осуществляет удовлетворение «невинного» любопытства. «Хочу знать», «Мне просто интересно». Что это? попытка подтвердить собственную правоту, тогда за чей счет? за счет неправоты психолога? Или это способ избегания контакта (задавание вопросов является как раз одним из способов).

- «Вы хороший психолог?». Как этот вопрос продвинет Вас, в решении вашей проблемы?

- «Вы можете помочь?». Как я могу Вам помочь?

- «Мне хочется узнать какой у Вас опыт работы?». Какое отношение мой опыт работы имеет к вашей проблеме?

- «У Вас есть отзывы?». «Как чужой отзыв может помочь Вам?»

Я предлагаю  клиенту превращать вопросы в утверждения или предположения! Да, делать утверждения труднее и рискованнее, но на сколько более открытым становится взаимодействие. Смотрите что получилось!

Вы хороший психолог, вы можете мне помочь, у Вас есть опыт работы, или предполагаю, что Вы сможете мне помочь».

Попробуйте почувствовать свое состояние, когда вы задаете вопрос в первом варианте. Что Вы при этом чувствуете, какой у Вас настрой на беседу?

Теперь «сбросьте» с себя это состояние и перейдите во второе, когда вы говорите утвердительно. Что Вы чувствуете сейчас, как Вам от этого, какая готовность к диалогу?

Информация о том, с какими проблемами я как психолог работаю, находится на моем сайте, она представлена в разных разделах, и по моему мнению ее достаточно для того, чтобы определиться с запросом на консультацию.

Можно очень нудно и долго перечислять проблемы с которыми работает психолог. Например – страхи – детские, (темноты и т.д.) взрослые (потери работы, сдачи экзамена и т.д.). Необходимо ли это Вам? Готовы ли Вы тратить свое время, для того, чтобы искать в этом длинном списке свою проблему, или пристраиваться к чужой? (ой, вот это похоже на мою). Большой шанс потерять свой вопрос, который индивидуален и является только Вашим и ничьим больше. Как этот список поможет Вам, в решении Вашей проблемы?

Человек, который ищет помощь психолога, по определению (из практики), уже находится в эмоционально нестабильном состоянии. Так сможете ли Вы задаванием вопросов объективно оценить возможности психолога (пытаясь сделать это по телефону)?

Может в этой ситуации лучше довериться своим ощущениям от беседы с психологом? и описать Вашу проблему, а не интересоваться квалификацией или опытом работы психолога? И тогда, Вы сможете почувствовать, комфортным ли было общение, как Вам после него? Почувствовали ли Вы сомнение или вдохновение во время или после беседы? Постарайтесь довериться своим ощущениям.

И не перекладывайте ответственность на внешние обстоятельства. «Я хочу, но мне не могут помочь». «Я уже записывалась, но не смогла придти». «Это был плохой психолог».

Возьмите ответственность на себя, «Я не хочу решать свою проблему», «Я не приехала». Объяснение даже такого маленького события может послужить ключом к тому, как человек воспринимает себя и окружающий мир.

«Мне нужна помощь, но у меня нет времени на консультации, я очень занята». Переделайте его так, чтобы было ЛИЦО, чтобы был СУБЪЕКТ производящий действие, т.е. Вы!    «Я не нахожу времени для консультации».       «Так найдите!».

Из-за такого «пустяка» - иначе построенного предложения, у клиента меняется жизнь!

Мы можем возвратиться к задаваниию вопросов, и посмотреть на них с другой стороны.

- «Вы можете помочь?». «Как Вы узнаете, могу ли я Вам помочь?». «Могу задать вопросы». «Как вопросы смогут разрешить Вашу проблему?» «Могу придти на консультацию».

- «Я должен узнать, что Вы можете…». (я должен, предполагает нежелание выполнять данное действие, иначе была бы фраза, я хочу). «А чего Вы хотите на самом деле? или «Что будет, если Вы этого не сделаете?»

Если  клиент, обращающийся за помощью к психологу, не обращается к своим ресурсам, а надеется только на психолога и волшебную пилюлю, то навряд ли оба получат удовлетворение от консультации, так как клиент будет ожидать решения его проблемы психологом, а психолог будет обращать клиента к его ресурсам (ведь задача психолога помочь клиенту разобраться в сложившейся ситуации и помочь разрешить ее, а не делать это за клиента).

Можно поговорить с психологом о методах работы, которые он применяет или прочитать об этом на сайте. Я, например, не использую в своей психологической работе магию, астрологию, энергетику. А есть психологи, которые применяют все это. Но каждому свое.

К сожалению, встречаю и такое мнение, что все, что может психолог, это выслушать. И думаю тогда – а зачем же я  училась, и до сих пор учусь? Может зря? Просто  чтобы послушать, как Вы выговариваетесь? Да, иногда первый сеанс я больше слушаю, чем говорю. Но в этот момент я решаю в голове сложную головоломку. Я думаю одновременно, почему Вам плохо, откуда ноги проблемы растут, как вы себя до такой «сладкой» жизни довели и, что Вам,  да и мне, со всем этим делать? Я думаю о том, какой свой опыт (жизненный и профессиональный) я могу использовать в работе с Вами.

Психология - это наука, которая передается из уст в уста от одного практического психолога к другому, от практика к практику! Только практика и дополнительное послевузовское обучение различным методам психологии и техникам дает возможность работать с различными проблемами. Хорошие профессиональные психологи учатся всю жизнь!

Если у Вас нет возможности лично встретиться с  психологом, то посмотрите его фото, почитайте информацию и его статьи. В них отражается характер и мировоззрение человека. Это тоже хороший материал для выбора.

Да, Вы рискуете придя к психологу - некоторой суммой денег. Вы всегда можете отказаться от дальнейшей работы, если Вам не понравится. Вы можете выбрать другого психолога или другой вид психологической помощи.

Я просто человек. Я от души желаю Вам найти СВОЕГО психолога, который поможет ВАМ!

Р.S. Какой человек скажет о себе плохо?

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Профессиональный психолог Кузнецова Н.О.

Член Психотерапевтической Лиги России