т. (3952) 755-492

Психолог для спортсмена

 

Питер Снелл, который является Трижды олимпийским чемпионом, доктором физиологии пишет о роли психолога в спорте

 

Входя в большой спорт, мы серьезно не задумываемся о роли психологии в подготовке спортсменов, не уделяем должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрываем. Нередко одержимый тщеславием тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели. <…> Роль психолога у нас принижается, но на практике приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов, но и добиться значительных результатов. <…> Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой – через общение с психологом – дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.

 

Спорт – это специфический вид человеческой деятельности и в то же время – социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства.

 

Если писать о психологии спорта, то она включает следующие разделы:

1) мотивы, по которым занимаются спортом;

2) ориентация и отбор в разные виды спорта - психологическая основа;   

3) психодиагностика способностей и наклонностей;

4) психомоторика;

5) психологические аспекты воспитания и обучения в спорте;

6) психологические особенности - физическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена;

7) личностные психологические особенности спортсмена;

8) спортивный коллектив, команда и его психологические особенности;

9) психорегуляция спортсмена и его состояния;

10) спортивная деятельность и ее стили;

11) деятельность тренеров - психологические особенности личности;

12) деятельность спортивных судей - психологические особенности личности;

13) различные виды спорта и их психологическая характеристика;

14) болельщики и их психологическая характеристика.

Четыре аспекта из перечисленных, а именно последние 11,12,13,14 начали изучаться совсем недавно, и некоторые из них практически не тронуты.

 

     Зачем же нужен спортивный психолог,  чем он занимается со спортсменом?

 


 1) Проводит отбор и тестирование.

Использует методики, которые позволяют собрать информация об особенностях характера (мышление, внимание, темперамент, особенности нервной системы и др.), а также о психологических качествах спортсмена. Полученные данные используются для отбора и распределения спортсменов. Учитываются при этом их возможности в спорте, а также возможности коррекции тренировок и др.

2) Помогает в направлении и развитии качеств, которые важны для спортсмена.

Своевременно оценить уровень развития  качеств, которые важны -  это задача психолога. Тогда можно улучшать  те, которые, возможно, или те, которые развиты недостаточно.

3) Формирует устойчивый интерес к определенной спортивной деятельности, мотивирует на тренировочную деятельность. Психолог в данном случае помогает информацией и воспитательными приемами.

4) Подготовка перед соревнованиями.

Психолог занимается постановкой цели, формированием  установки, которая помогает достижению цели, определяет (в совместном контакте с тренером), психологические задачи, ведет подготовку спортсмена к соревнованиям, и не только, а еще и осуществляет психологическую настройку к определенному сопернику, создает оптимальное психо-эмоциональное состояние и др.

5) Решает индивидуальные проблемы.

Они могут быть связаны с подготовкой к соревнованиям, выступлениями на соревнованиях, отношениями, (родители, тренер, коллектив) сюда же можно отнести страхи, тревожность, неуверенность, установки и др.

Не буду перечислять все, с чем можно работать подробно - это могут быть:

6) Анализ деятельности в соревнованиях. ……

7) Консультации родителей, тренера…….

 

 

Возможности психологии в спорте очень значительны, но на столько, они значительны, настолько и недооценены. Западные страны в этом направлении ушли далеко вперед. В России же об этом пока только ведутся разговоры, и практически никто этим не занимается. Возьмем, например Москву и Санкт-Петербург, там находятся 40 школ большого тенниса, психолог работает в двух из них!!!

Профессиональный спорт – это постоянно испытываемые стрессы, напряжения, физические нагрузки, психологическая и интеллектуальная работа, при этом большой спорт не учитывает - взрослый это спортсмен или ребенок.  Работа психолога проводится комплексно, он помогает раскрыть потенциал, внутренние возможности. Гармонизирует различные аспекты личности спортсмена, приводит в равновесие треугольник - Спортсмен-Родитель-Тренер.

 

 

Если же говорить о практических сторонах работы спортивного психолога, предлагаю рассмотреть замечательную технику, которая тренирует самоконтроль, и применяется в работе со спортсменом. Она поможет тем, кто желает вовремя, или во время,... отогнать мысли, которые называются "неправильными" и мешают спортсмену, при этом есть одно условие – НЕ ЛЕНИТЬСЯ!!!

 

"Неправильные" мысли очень вредят, они становятся врагами спортсмена. Иногда победа уходит «из-под носа» так как,  спортсмен уже решил, что победа близко и осталось до нее совсем чуть-чуть. Знакомая картина? И она повторяется у многих! Соперник догоняет,  счет сначала сравнивается, и тут наступает разочарование. Что происходит со спортсменом? Мысли о самоуверенности, неопытности, появляется сомнение в своих силах. Как же не думать об этом или о другом, что само лезет в голову? Предполагаете это практически не возможно?  Для этого нам и нужна техника. Она достаточно проста. Чтобы не думать об одном, необходимо  думать совершенно о другом! Выглядит это так?

 

Название этой техники - СТОП!

Проанализируйте свои выступления, составьте на левой стороне листа список «плохих» мыслей. Это должны или могут быть те мысли, которые мешают вести игру или выступление на «свой уровень». Здесь нельзя ориентироваться на чужие мысли, ведь все мы разные, и ваши мысли которые вредят, будут отличаться от мыслей других.

Проанализируйте свои выступления и составьте на правой стороне листа список «хороших» мыслей. Эти мысли, должны или могут помогать достигать в игре или выступлении высокого результата, концентрироваться, бороться, ограничивать эмоции и волнение и др.

Если только Вы заметили, что в вашу голову закрадывается плохая мысль (обратитесь к списку) дайте себе команду - СТОП! (внутри себя, как это для вас будет комфортно и понятно). Остановите эту плохую мысль сразу, или даже поток плохих мыслей.

 

Не дайте мыслям выбить вас из колеи, как можно скорее переключитесь на хорошую мысль.

 

В  работе психолог-спортсмен перерабатываются мысли, которые вредят спортсмену, их делаем позитивными. Например - не волнуйся, перерабатывается, и получаем, Я СПОКОЙНА и т.д.

 

 

Это не просто. Необходимо время, чтобы научиться переключению - с одной мысли, на другую. С "плохой" на "хорошую". Необходима также как и в другой деятельности тренировка. Если вы усвоите технику, вы можете достичь большего.

 

Еще один аспект, пожалуй, самый распространенный, (при большом их числе) в работе со спортсменом. Аспект мобилизации на высокий результат!

 

При этом нужно  учитывать, чрезмерно мобилизованный, с желанием победить любой ценой, спортсмен может дать  результат, который будет обратным ожидаемому, и здесь возникает риск! Возможно - потеря контроля над собой, перевозбуждение, и как следствие этого неудача на соревнованиях. При мотивации спортсмена необходимо учитывать правило:  оптимальная сила мотива, и что «лучшее – враг хорошего».

 

Предстартовая установка является важной, и ею считается именно вера в победу. У многих данная установка действительно, может являться основой для успеха,  боязнь же проигрыша, как будто бы парализует. Для некоторых это так, но немало и говорящих о том, что когда они боятся проиграть, это побуждает их к действиям, и они выступают гораздо успешнее. Часть спортсменов, не видит у себя связи между этими аспектами (успешность игры и вера в победу). Опытные спортсмены отмечают, что успех зависит от уверенности в своих силах. (Виру А. А. Проблемы психологии спорта.) Вот такие данные, и не удивительно, ведь каждый спортсмен, индивидуален (впрочем, как и любой человек) и одному помогает то, что другому мешает.

 

Например -  состояние спортивной злости может способствовать мобилизации спортсмена. Возникновение чувства досады, неудовлетворения, чувства досады, ущемленное самолюбие и др. актуализирует ее. Есть множество и других факторов, которые к сожалению мы не сможем рассмотреть в рамках статьи, но со всеми ними эффективно работает спортивный психолог.

 

Еще один важный аспект для успешности: канун соревнований, как же организовать досуг спортсмена.

 

Можно наполнить свободное время спортсмена  культурными мероприятиями, делами, главное, чтобы не было томления от безделья, чтобы избежать  раздумий и переживаний о том, что предстоит, которые изматывают спортсмена. Именно это мы  наблюдаем чаще всего перед соревнованиями! Но, все же нужно учитывать тип нервной системы спортсмена и др. факторы, чтобы например не наступило перевозбуждение, отсюда не все мероприятия возможны, есть и ограничения. Есть и такая, рекомендация - не оставляйте спортсмена, который очень впечатлителен одного.

 

Сами спортсмены подходят к досугу перед соревнованиями индивидуально. Для одних подходит  уединение, уход в себя, для других нужно повышенное общение, разговоры. Известная американская бегунья Кэтти Хэдмонт за сутки перед стартом на Мюнхенской олимпиаде говорила следующее: «Ищу грохота. Без шума не могу настроиться. В тишине руки опускаются и ноги не бегут». Некоторые вообще отвлекаются от предстоящих выступлений: например, будущий чемпион олимпиады в беге на короткие дистанции В. Борзов бродил по залам выставок картин. Для других важно не нарушать жизненный ритм, к которому они привыкли.  Помочь выбрать наиболее комфортные и оптимальные способы для досуга (из принципа – не навредить досугом) тоже поможет спортивный психолог. Особенно важно это начинающим спортсменам, детям, подросткам. При этом лучше использовать специальные методики, позволяющие оценить уровень тревожности.

 

Важный вопрос о целесообразности тренировок за 24 часа до соревнований. 100 % тренеров полагают, что проведение тренировок целесообразно. 68 % считают, что они должны быть по своему виду спорта, а 32 % считают, что по другим видам спорта.

 

Важен и другой вопрос: нужно ли тем, кто участвует, например, в вечерних выступлениях, посещать место соревнований утром или смотреть на выступления соперников до начала своего? На эти вопросы, да и многие другие  можно найти ответы с помощью спортивного психолога. Если конечно вы заглянете за пределы спортивного зала и обратиться за помощью и поддержкой к спортивному психологу, или профессиональному психологу, обладающему практикой работы со спортсменами.

 

Моя работа в этом направлении началась не  так давно, но задачи, которые я ставлю, и решаю в спортивной психологии, касаются работы на гармонизацию внутреннего (психо-эмоционального) состояния спортсмена, актуализацию его потенциала, выявление мотивирующих факторов, уровня тревожности, показателей адаптации, ответственности, целеустремленности, тактического мышления, самоконтроля и эмоциональной устойчивости.

 

В статье я привела лишь несколько аспектов того, что является важным для спортсмена, зачастую об этих вопросах в серьез никто из тех, с кем я работала, и не задумывался, (ни родители, ни тем более дети), о влиянии этих факторов на спортсмена и его результаты. К большому сожалению, из сложившегося опыта работы не встретила заинтересованных тренеров в совместной работе с психологом, а ведь тренер как раз  тот человек, который является инициатором установления равновесия и гармонии в психологическом треугольнике Спортсмен-Родитель-Тренер (который осуществляет спортивный психолог).

P/S/ В своей работе я опираюсь на научные материалы по психологии спорта, психологическую практику, свои знания и опыт.

Возможно, все! Главное верить! Удачи Вам!

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Профессиональный психолог Кузнецова Н.О.

Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги России

В статье использованы материалы Ильина Е.П. Доктора психологических наук.