т. (3952) 755-492

Современный руководитель.

"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" - еще лучше.И.Гете

Заказ на данную статью, я получила от журнала "БИЗНЕС И ВЛАСТЬ", так как сама много лет являлась руководителем крупной компании. Написала ее, опираясь на личный опыт и современные требования к личности руководителя. Ваше видение может совпадать с моим, а может и отличаться.

Начать эту статью можно было бы  с описания – кто такой современный руководитель, какие качества у него должны быть, разделить их на две группы, описать, озвучить какое главное психологическое качество и так далее. Но все это уже описано в той или иной литературе, многими прочитано, и конечно имеет отношение к действительности руководителя, но как говорится «Ничто нельзя улучшить не изменив». Попробуем взглянуть на личность руководителя под другим углом.

 

Какой должен быть современный руководитель?

Этот вопрос все чаще звучит на семинарах и тренингах, (личностный аспект руководителя) и становится все более актуальным, перекрывая  собой  вопросы о его деловых и профессиональных качествах.

Наверное, на этот вопрос можно ответить по разному, но для руководителей любого уровня необходимo:

1. владеть навыками вертикального управления, базирующегося на трех китах – планирование, организация, контроль.

2.уметь строить отношения с подчиненными, партнерами, клиентами и теми, кто заинтересован в деятельности компании.

3.строить эффективные рабочие отношения.

4. обладать двумя навыками коммуникации: умением слушать и умением говорить так, чтобы тебя понимали.

5.понимать, что он хочет, для кого и видеть существующие ниши потребностей.

6.иметь видение и конкретное представление любой из целей.

7. понимание своих полномочий и ответственности за свои действия.

8.способность подчинить себя задаче.

9.верить в успех своего дела.

10.научиться жить, и работать в быстро меняющихся условиях

Хотя этот список можно продолжить, мы ограничимся десятью пунктами (желающие могут продолжить).

 

Теперь давайте посмотрим на руководителя не как на обремененного необходимостями, а как на человека, способного через личностные изменения, работать на устойчивое развитие компании. Ведь помимо ощущения своего пребывания на рабочем месте руководитель ожидает еще и возможности развиваться, и речь здесь не только о профессиональном развитии, но и о личностном. Ведь работая на развитие и совершенствование своей личности, руководитель фактически работает на устойчивое развитие компании.

 

Вы руководитель!

Вам случалось хотя бы раз из этой роли подумать: «Конечно! Ивану Петровичу легко – вон он как с людьми запросто общается. Да и Анне Генадьевне повезло с карьерой. А я тут стараюсь, столько сил вкладываю».  Сравнивая себя с другими руководителями, мы часто объясняем чью-то результативность «правильным» характером или банальным везением. И считаем, что в нашей личности руководителя есть что-то мешающее достичь успеха. На самом деле, успешные люди отличаются от неуспешных только количеством приложенных усилий, но приложенных с удовольствием и таким же, как у всех набором неудач, из которых сделаны правильные выводы, а также умением работать над собой, улучшая черты характера, качества личности и профессиональный уровень. Попросту говоря, современный руководитель -  результативный человек, постоянно растущий и совершенствующийся. 

 

И вы решаете, что ваш путь – саморазвитие или самосовершенствование, как Вам больше нравится. Саморазвитие — это мечта многих людей и необходимость для руководителя.  Как сказал Стив Джобс – сделай шаг, и дорога появится сама, и не только сказал, но и доказал это всему миру на своем примере. Стремление развиваться  присуще всему живому. Мы либо развиваемся, либо загниваем.  Или, иногда приложив много усилий, мы вновь оказываемся не там, где нужно. Саморазвитие — это новый шаг и корректируя свои качества в лучшую сторону, руководитель сможет сделать успешную карьеру не только себе, но и компании. Изменять, ломать и переделывать – это как худшее из худшего.

Важное место здесь отводится борьбе со сложившимися стереотипами. Вы можете перестать быть удобным руководителем! Станьте собой! Ведь понимание собственной индивидуальности — это основа личной эффективности, которая помогает достигнуть руководителю больших успехов в деятельности, затратив при этом наименьшее количество  ресурсов — умение, которое считается фундаментом успеха.

Конечно, намного приятнее «улучшать» кого-то или что-то, однако лучше выбрать путь самосовершенствования – то есть, по определению толкового словаря Д.Ушакова, сознательным развитием в себе положительных качеств, умений и способностей.

 

Создать новое.

1.Отправная точка для самосовершенствования – осознание необходимости изменений.

2.Если к вам закралась подобная мысль, смело переходите к следующему этапу – самоанализу: попробуйте понаблюдать «со стороны» за своими действиями, поступками и эмоциональными реакциями; сравните себя с другими, выявите, чем вы отличаетесь от тех, кого считаете более успешным.

3.Теперь, когда вы знаете свои сильные и слабые стороны, самое время определиться – чего же вы хотите достичь. То есть вам нужна реальная, измеримая цель. И это может быть, что угодно от самой простой до великой цели прожить жизнь не зря, не остаться у разбитого корыта и прочее. И все они имеют право быть. Важно, чтобы эта цель грела душу. И была истинно вашей. 

4.Но если вы действительно решили изменить привычную жизнь, научитесь непривычным действиям, выработайте положительное отношение к жизни и найдите тех, кто поддержит вас в пути. И ощутите счастье движения вперед!».

5.Главное – действовать, хотя возможно, вначале вы будете ошибаться, и оступаться, останавливаться, и… сворачивать в  сторону.

 

Личная ответственность.

Встает актуальная проблема, которая удерживает от изменений и роста руководителей, сотрудников, а вместе с ними и компанию – нежелание меняться или идти на риск или получить связанные с этим хлопоты. Нежелание меняться характерно даже для высшего руководства из-за стремления сохранить то, что имеют, не говоря уже о сотрудниках. Обычно оказывается уже поздно: или клиент ушел к конкурентам, или выгодные поставщики нашли других покупателей и т.д. Если Вам необходимо сподвигнуть людей на изменения, которые Вы собираетесь осуществить (не без помощи самосовершенствования) дайте им понять, что лучше меняться, чем не меняться. Сделайте это для них понятным и объяснимым, потому, что большинство людей боятся меняться, особенно если они при этом еще и несут ответственность. Чтобы вести людей за собой, нужно брать больше ответственности на себя.

 

Сейчас,  много времени уделяется процессам изменения и обновления компаний, но развитие компании не может происходить без развития сознания людей, включенных в нее. Если руководители не занимаются процессами изменения и развития внутри себя, то и в компании нельзя сделать ничего существенного. Из всех процессов управления самый важный – это процесс нахождения или принятия решений. Именно решения задают вектор движения, в котором движется компания, именно руководителем формируется индивидуальность и облик компании. Компании же вынуждены изменяться, чтобы соответствовать постоянно меняющимся требованиям и оставаться жизнеспособными. Иначе они будут потеснены более способными к процессам изменения и обновления компаниями. А ведь мы знаем, что стабильность и уверенность в наше время, понятия относительные.

Если руководитель изменяется, и развивается (через самосовершенствование или саморазвитие), то соответственно и сама компания должна меняться, и наоборот.

Успех компании в условиях рыночной конкуренции сегодня, означает создание возможностей для развития и реализации личностного ресурса и потенциала сотрудничества, в результате которого появляется готовность принять мысль о необходимости новых качеств руководителя в реальной потребности нового времени.

 

Нарушая границы стандартов

Люди обычно по возможности стараются избежать любой непредсказуемости. Компании все больше создают системные стандарты, клиенты рассчитывают на стандарты обслуживания, руководитель и сотрудники руководствуются стандартной инструкцией. Конечно, их можно установить чуть ли не для всех сфер жизни. К чему это может привести? Например, к тому, что предлагаемая информация будет преобладать над нашим собственным опытом. Например, к тому, что мы не захотим или не сможем выйти за свои границы,  развиваться и совершенствоваться, а вместе с этим и создавать что-то новое. Находясь внутри стандартов, все внимание мы направляем на внутренние проблемы.

Нарушая границы стандартов, руководитель смещает свое внимание от внутренних проблем к внешним, именно на этой границе внутреннего и внешнего может возникать новое, необычное, интересное и могут быть увидены или найдены шаги в развитии компании. Позволяя внешнему давать компании импульсы, руководитель формирует сотрудничество внутреннего и внешнего, что является силой позволяющей реализовывать намеченные цели.

 

Поиск новых способов руководства

Рабочие связи, что это такое? Человеческие отношения невозможно строить по приказу, по инструкции или по какому либо другому документу, они не терпят неискренности. Но руководитель может налаживать хорошие отношения со своими сотрудниками, руководители «нового направления» уже сейчас во многих компаниях внедряют человекоориентированный подход к управлению бизнес-структурами – бизнес для человека, вместо англо-американского, формула которого – человек для бизнеса. Сотрудники уже не хотят, чтобы их контролировали, избегают давления от руководителя, и начинают искать новые пути и возможности для самореализации. В этой ситуации происходит процесс разрушения компаний. В этой ситуации возникает поиск новых способов руководства. Но только часть руководителей понимают, что необходимо учиться руководить, остальные предпочитают учить своих сотрудников, при этом ограничивая степень их личной ответственности. Несомненно, поиск новых способов руководства – это очень трудный путь.

 

Горизонты успеха

Как еще может обеспечить развитие компании ее руководитель. Например, создать баланс в компании – где молодые могут набраться опыта, зрелые – применить способности к сложным задачам, пожилые – поделиться знаниями. Для этого сотрудники должны находиться в фокусе внимания руководителя и компании. Это может обеспечить долгожительство на рынке и открыть новые горизонты успеха. Если руководитель демонстрирует уважение и внимание, то такие принципы передаются внутри коллектива и доходят до клиента. А ведь  именно они держат компании на плаву. Если говорить о внешних возможностях, то это построение руководителем партнерских отношений со смежными организациями. Вариантов здесь может быть много, от совместного найма узких специалистов, до совместной работы на рынке или обмен услугами.

 

И все же для эффективного применения компетенций полученных при самосовершенствовании руководителю потребуется: постепенность, последовательность, регулярность, непрерывность.  К сожалению, о саморазвитии больше говорят, чем им занимаются. И все же позволю себе описать выгоды от целенаправленного саморазвития. Помимо того, что саморазвитие повышает управленческую квалификацию самого руководителя, существует еще один немаловажный аспект. Развиваясь, руководитель являет собой достойный пример своим подчиненным. Ну, а если Вы не занимаетесь этим сами, то насколько корректно требовать развития от подчиненных. Как советует известный консультант Дэвид Майстер: «Делай то, что проповедуешь!». И тогда можно решать и глубокие проблемы и концентрироваться на принципах, которые дают долгосрочные результаты.

В завершении, приведу фразы которые, на мой взгляд, отражают сегодняшние потребности многих руководителей и компаний, ведь настоящий успех заключается в получении того, что ты хочешь на самом деле добиться.

 

«Изнутри наружу» означает, что начинать надо с самого себя. Более того, начинать надо с самой потайной части себя: со своих парадигм, своего характера и своих мотивов. Стивен Кови. (Семь навыков высокоэффективных людей)

 

Мы не должны останавливаться в своих поисках. И в конце их мы прибудем в то же место, с которого начали, и увидим его словно впервые.

Т.С. Элиот

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Эта статья написана для журнала "ДЕНЬГИ бизнес и власть" август-сентябрь 2013г

Профессиональный психолог Кузнецова Наталья

Член Психотерапевтической Лиги России