т. (3952) 755-492

Знакомимся с конфликтом

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.Л. Н. Толстой

Вспомните себя. Когда вы идете стоматологу? Когда зуб уже болит? Ведь можно было придти раньше, и не допустить этой ситуации. Опять же, зуб не начнет болеть ни с того ни с сего. И как вы знаете, профилактика всегда дешевле, чем лечение.

Это было предисловие, а реальность такова, что большинство людей живут в примерно вот такой ситуации (больного зуба), с кучей проблем и конфликтов, которые надо решать, но они откладывают их решение на потом…. Результаты не заставят себя ждать, иногда не самые благоприятные. И это действительно так.

Чтобы познакомиться с конфликтом поближе, и заглянуть в него поглубже, предлагаю пройти по ступенькам этого самого конфликта. Проблема эта на сегодняшний день является достаточно глубоко изученной, однако интерес к ней не ослабевает. Это связано прежде всего с большим количеством конфликтов и негативными последствиями которые он несет в себе.

Важен и вопрос о причинах и факторах, из-за которых происходит возникновение конфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты и стратегии поведения людей. Почему стратегии поведения? Они имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для исхода конфликта.

Сегодня каждому человеку важно знать свой собственный стиль поведения, стиль других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

Теоретические подходы характеризуют это научным языком так: «Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют, и будут существовать конфликтные ситуации», - пишет социолог В. А. Ядов.

К сожалению, конфликт является частью нашей повседневной жизни и проявляется он как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях и поэтому неизбежен. Более того, чем более разнообразным становится наш мир, с тем большим числом противоречий нам приходится сталкиваться. Однако, психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, а соответственно так как все мы являемся частью общества то и каждого из нас и стимулирует на активный поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный. Замечено, что там, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных. Но, самый главный вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение. Оно ведет за собой деструктивные, насильственные способы разрешения возникших противоречий, и не может направить участников конфликта на поиск взаимоприемлемого решения и гармонизацию отношений. Конфликты создают напряженные отношения, переключают внимание на «выяснение отношений», тяжело сказываются на нашем нервно-психическом состоянии.

Еще раз о конфликте, теперь уже межличностном - межличностный конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Здесь одна из сторон требует и ждет изменения поведения, мыслей либо чувств партнера.

Однако не всякое, возникающее между нами противоречие можно назвать конфликтом: мы можем иметь различные взгляды, суждения о какой-либо проблеме, и это не мешает слаженной работе. Но противоречия, затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство человека или группы людей, все же ведут к возникновению конфликта.

Ни один конфликт не обходится без главных действующих лиц и так сказать лиц второго плана. В любом конфликте действующие лица – люди.

Ваша или чья либо включенность в конфликт может быть различной: от непосредственного воздействия до косвенного влияния на ход конфликта. На основании этого и происходит разделение на – 1.основных участников, 2.группы поддержки, 3.других участников.

Рассмотрим с Вами их подробнее, чтобы Вы могли самостоятельно оценить, в какой из групп вы находитесь, когда пребываете в том или ином конфликте.

Основные участники конфликта. Обычно их называют сторонами или противоборствующими силами. Они нам хорошо знакомы - это те люди, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия против друг друга.

Социологи вводят такое удобное понятие, как «оппонент», что означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны – это ключевое звено в любом конфликте. Когда одна из сторон выходит из конфликта, то он прекращается, но если же один из участников заменяется новым, то конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в конфликте сугубо индивидуальны.

Сторону, которая первой начала конфликтные действия называют инициатором конфликта.

Группа поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами (конфликтующими) стоят силы, которые могут быть представлены отдельными людьми, группами и т.д. Своими активными действиями, либо только своим присутствием, а может и молчаливой поддержкой они могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, и его исход. Думаю такие ситуации известны многим.

Другие участники. В эту группу входят те люди, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Среди них обычны подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – подталкивает другого участника к конфликту, хотя сам подстрекатель в этом конфликте может и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор – планирует конфликт (один или группа).

В конфликте всегда присутствует что-то, что интересует двух людей, а столкновение разворачивается вокруг этого интереса. Формула конфликта: S1→O←S2.

В нашей сложной системе людского взаимодействия развитие любых отношений неминуемо сопровождается конфликтами. Они бывают разными по форме, содержанию, своим последствиям. Конфликты могут обладать как разрушительной, так и созидательной силой. Это зависит от того, насколько эффективно мы можем управлять конфликтом, разрешать его таким образом, чтобы способствовать своему развитию, и что не маловажно, успешной социализации.

Теперь посмотрим на позитивные и негативные функции конфликта.

Позитивные:

  1. Происходит разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
  2. Производим диагностику возможностей оппонента;
  3. В группе (семья, коллектив, организация, и т.д.) идет сплочение при противоборстве с внешними трудностями;
  4. Конфликт становится источником инноваций, стимулирует изменения и развитие;
  5. Конфликт становится источником инноваций, стимулирует изменения и развитие;
  6. Выявляются и проблемы, например о которых долго умалчивалось в семье или организации и т.д.

Негативные:

  1. С обоих сторон большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;
  2. Ухудшается социально-психологический климат, происходит разрыв связей, снижается дисциплина (это касается как членов семьи так и сотрудников, если это происходит в коллективе);
  3. Представление о побежденных группах как о противоборствующей стороны;
  4. Иногда чрезмерное увлечение процессом конфликта в ущерб многим нашим делам;
  5. И последнее, после завершения конфликта происходит уменьшение степени сотрудничества и вообще взаимодействия, а также, сложно восстанавливаются отношения. Это так называемый «шлейф конфликта».

На этом, пожалуй, я остановлюсь, чтобы вы смогли пожить с этой информацией, подумать и может быть даже что-то начать делать с этим вопросом. Итак, мы рассмотрели ключевые моменты: 1.Положительные и отрицательные стороны конфликта. 2.Действующих лиц. 3.Формулу конфликта. 4.Основных участников конфликта.

В какой бы форме конфликт ни выступал, он всегда проходит стадии развития, (в прочем и все мы имеем стадии развития). Отличаются они между собой качественными характеристиками и возможностями для локализации и разрешения. Но об этом в следующей статье.

Спасибо вам, что уделили свое время и прочитали мою статью, надеюсь она будет вам полезной.

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Профессиональный психолог Кузнецова Наталья

Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги России