т. (3952) 755-492

Психолог и подросток (работа)

Надпись на парте: «К 12-ти годам люди становятся невыносимыми».Дашевский, Александр

 

Когда эта девочка пришла на консультацию, ситуация уже была сложная. Она отказалась ходить в школу, подросток был затравлен. Предстояла серьезная работа. Опустив первые подробности перейду к работе с подростком.

Немного о подростках: Подростку очень важно найти свое место в группе сверстников. Их мнения подросток склонен считать своими собственными. Относится к мнениям и ценностям своей группы некритично. Склонен делать все как все. Девочки нацелены на коммуникацию, но, у девочки внутренние проблемы будут проявлены ярче.

Оля – в школе смеются надо мной. Нет настоящего друга.

П – а кто это все?

Оля – все друзья в школе

П – давай запишем кто это все, можешь назвать по именам

Оля – Маша, Лена, Марина, Саша, Вика, Андрей, Вова, Олеся, Таня, Коля, Миша – Близкие друзья.

П – а как ты с ними взаимодействовала, что делали вместе

Оля - я пыталась помочь девочкам, утешала, по учебе помогала, в работе

П – а они?

Оля – называли меня оскорбительными словами, матерились на меня

П – сколько это продолжается?

Оля – две недели

Ситуация была прояснена. Затем мы поговорили о том, кто такие друзья, как можно определить, что человек твой друг, сколько их может быть, что есть друзья, есть приятели, есть знакомые. Чем они отличаются. Определили роли школьных «друзей».

Необходимо было найти ресурс, с помощью которого Оля могла бы сама решить ситуацию, так как это очень важно. Ведь мы знаем, что в конфликте можно выбрать одну из 5 стратегий (о них можно прочитать в моих статьях на сайте).

Оля выбрала для себя неэффективную стратегию. УХОД, ИЗБЕГАНИЕ. Т.е. никак не решила его. Но и не ходить в школу тоже невозможно, родители, учителя, скорее всего, начали бы на нее давить.  Как это может быть для подростка? Конечно, ужасно, нет поддержки, есть обвинения, требования прекратить такое поведение, угрозы не аттестации и т.д. И в кризисном возрасте это воспринимается с усиленной реакцией со стороны ребенка.

Итак, необходимо было научить Олю как выжить в этой унизительной ситуации и остаться в прежнем статусе (она занимала позицию близкую к лидеру). Для определения стратегии поведения и внутреннего ресурса  я выбрала колоду «Энималс плэнет» из ассоциативных (терапевтических) карт. Так как готовность подростка к открытому общению и осознанию через беседу ограничена.

П – Выбери вое самое любимое животное и расскажи о нем, его характере, повадках и т.д. (выбор в открытую из колоды карт)

Оля выбрала – крокодила -  он съедает людей, кровожадный, милый, страшный, сильный, ловкий, зубастый, не агрессивный, защищается, осторожный, хитрый, маскируется, длинный, быстрый. В мутной воде его не видно.

Конечно, в беседе были вопросы, и изложение ведется в коротком варианте. Эта часть работы  показала ее агрессивный настрой и желание съесть всех своих обидчиков, при этом он защищается, использует для этого свои качества, и прячется.

П – Выбери то, что ты скрываешь от окружающих ( выбор в закрытую)

Оле попался – орел – высоко летает, большой, нападает неожиданно, мощный клюв, зоркий, уникальное зрение, гордый, независимый, крепкий, сильный, большие лапы, редкая птица.

Опять ссылаюсь, что привожу краткий вариант беседы. Итак, что же скрывала Оля, думаю, что свои лидерские качества и амбиции, желание занимать значимую позицию. Вот почему эта ситуация выбила ее, т.к. она рассчитывала на другое восприятие ее персоны, т.е. ее ожидания не оправдались.

П – Теперь выбери, кем бы ты хотела быть (каким животным)? ( открытый выбор)

Оля выбрала – слона – большой, дружелюбный, игривый, сильный, тяжелый, бывает агрессивным, нет врагов, интересный, необычный.

Здесь мы поговорили очень подробно о слоне, какие стратегии в жизни он использует, когда он игрив, когда бывает зол, как защищается, кто может навредить ему, что он при этом делает. Как предупреждает громким звуком о том, что кто-то переступил его границы, что делает, если пытаются нанести ему вред. Из этой беседы выстроили стратегию поведения в школе, Оля «взяла» качества слона для построения взаимодействия.

В конце, мы подытожили, что первая стратегия прямой агрессии сейчас не эффективна. Во второй, что лучше проявляться, а не скрывать свои потребности. Можно, не скрывать, а проявлять  гордость, быть независимой, т.е. иметь свое мнения и не подстраиваться под чужое. Быть внимательной к своим отношениям с людьми. Видеть и ценить свою уникальность и др. Третий вариант мы даже зарисовали, что иметь и наглядно поведение. Здесь мы кроме изложенного выше, затронули вариант защиты и проявления социальной агрессии, как защиты себя и своих интересов. Поговорили о том, как правильно это делать (социально безопасным способом).

Конечно, еще мы говорили о поддержке близких, прежде всего мамы, т.к. подростку, конечно, трудно справиться одной с такой ситуацией. И еще раскрыли имеющиеся чувства к людям.

Конечно, в рамках одной встречи мы ограничены временем, ресурсом клиента и другими факторами. Желательно провести еще одну, две встречи для закрепления результата (навыка). Но, к сожалению, родители зачастую (по моему опыту) ограничиваются одной консультацией, экономя свое время, деньги, когда после одной консультации процесс запускается в положительном ключе, но правильнее и лучше было бы сделать его «стойким».

Р.S. Я, только иду за клиентом, и останавливаюсь там, где он пожелает. Иногда мне жаль…

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Профессиональный психолог Кузнецова Наталья. Член Психотерапевтической Лиги России