О, мотивация!
Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми!Теодор Рузвельт

Данная статья написана для бизнес-журнала.
ВОПРОС
Как сделать так, чтобы они относились к работе так же как я? Как научить их быть самостоятельными? Как разбудить в них инициативу? Чем еще можно мотивировать кроме денег? Как удержать хороших специалистов? Сколько еще у Вас вопросов?
ТЕОРИЯ
Мотивация — это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Мотив формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов имеет оценка вероятности достижения целей. Существует и такой аспект, как сила мотива. Также сть мотивы служебного продвижения, которые не обязательно предполагают трудовую активность работника. Имеют свою специфику и такие понятия как мотив (внутренние побуждения личности) и стимул (внешние факторы) . Более подробно этот материал изложен в специальной литературе.
ЧТО ИМЕЕМ
Что мы имеем в большинстве Российских компаний? Высказывания людей занимающихся мотивацией персонала таковы: Сотрудников надо заставлять, принуждать, подкупать, контролировать, угрожать наказанием и др., чтобы добиться от них приложения необходимых усилий для выполнения поставленных задач.
Давайте проанализируем две условно называемые теории: теорию «X» и теорию «Y».
Теория «X» предполагает, что человек ленив и старается избегать работы; людей нужно принуждать к труду; они хотят, чтобы ими руководили; они не хотят ответственности, не терпят перемен; им нельзя доверять. Теория «X» приводит к контролю на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Можно связать это с бихевиористской теорией мотивации стимул-реакция. Это значит, что с помощью определенных внешних воздействий – стимулов, можно вызвать определенное поведение – реакцию. И эта теория имеет место в жизни, и право на жизнь и ее применение во многих случаях полностью оправдывает себя. Спросите себя, на сколько процентов ваша система мотивации отражает эту теорию?
Теория «Y» приводит к тому, что повышенное внимание уделяется взаимоотношениям, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности, организационным целям, предоставляющим возможность максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении их. Эту теорию можно связать с гуманистическими направлениями. И она имеет право на жизнь, и ей есть место в наших компаниях. На сколько? Ответьте сами.
Вам и только вам решать, какой сделать микс из этих двух мотивационных постулатов 80 на 20 или 50 на 50, вариантов множество.
ПРОЦЕСС
Правильной мотивацией руководитель помогает не только сделать работу, но и изменить те способы, с помощью которых сотрудники выполняют работу. Здесь происходит процесс обучения, который работает с реальной действительностью, а не просто с моделями и знаниями заученными из учебников по мотивации. Для этого руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
Но, необходимо быть очень внимательным к тем изменениям, которые происходят с персоналом на этом пути. Не ставить перед ними конечную цель, а ориентировать их на достижение этой цели. Например: цель – оборот два миллиона в следующем месяце, сотрудники скорей всего скажут ууууу, и предпримут минимум усилий, если же вы зададите ориентацию на достижение этой цели, постепенно подводя к намеченной цифре (например в течение трех месяцев) то результаты будут совершенно иными. Необходимо отмечать моменты, где эти изменения начались и сделать их явными для всех. Например: в первом месяце оборот поднялся на 200 тысяч, делаем это очевидным, это возможно, подчеркиваем с чьей помощью (но мы то с вами знаем, что конечно же сотрудников).
Процесс мотивации – это постоянный, непрекращающийся процесс, он вбирает в себя все поступающее извне. Это новые системы, новые поколения людей, которые приходят в компанию.
Конечно, в ходе изменений могут возникать некоторые трения. И самый эффективный способ их решения – это сотрудничество. Главное, чтобы был контакт между сотрудниками и руководителем. Если при внедрении мотивации или ее обновлении руководитель будет только объяснять сотрудникам, что они должны делать, результата не будет. Руководитель способствует, помогает сотрудникам осуществить изменения, которые он сам задумал, и на которые решился. При этом важно чтобы новый механизм стимулирования был доведен до каждого конкретного работника. Например: руководитель говорит на собрании о том, что в компании будет установлена новая система для ввода данных, результативность повысится в 2 раза, оборот вырастет, все получат квартальные премии. В реальности результативность повысилась всего на 30%. В другом варианте, руководитель не ждет, будет с этой системы толк или нет, а сам ежедневно интересуется у сотрудников, на сколько, стало легче работать, где есть сложности, где возникают вопросы, обеспечивает информационную поддержку от поставщика программы и др. действия. Необходимо вовлечь в этот процесс всех сотрудников, помочь им сделать конкретный вклад. Ощущаете, из какой это теории?
Конечно, систему мотивации всегда лучше внедрять сразу, чем потом перестраиваться. Но все-таки лучше найти свой способ, так как в России рабочий процесс больше связан с людьми, которые работают на фирме или предприятии и человеческий аспект у нас более близок, чем на Западе.
ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО
Сейчас нам приходится работать вместе не только из-за необходимости выживания. Мы вынуждены и хотим сотрудничать, чтобы достичь общей цели, а сотрудничество является силой, в которой формируется команда. При этом каждому важно выйти за пределы личных устремлений, найти согласие с другими членами команды и совместно нести ответственность. Если руководитель сможет донести эту идею до сотрудников (это можно сделать в различных формах), то в таком контакте один сотрудник, будет усиливать другого, чем не мотивация.
ОТНОШЕНИЯ
К большому сожалению, руководителей нигде не учат налаживать хорошие отношения со своими сотрудниками, а ведь это может стать одним из мотивирующих факторов. Например: спросить у сотрудницы о том, как проходит сдача экзаменов у сына, или поинтересоваться о больной жене у сотрудника. Ведь человеческие взаимоотношения невозможно строить по приказу или должностной инструкции, они не терпят неискренности. В большинстве Российских фирм ощущается нехватка знаний, для того чтобы простроить такие рабочие связи (ведь они не прописаны в учебниках) позволяющие сотруднику работать не только за зарплату, а исходя из своей свободной воли, на благо общего дела. Опять, к какой теории это отнести?
Ведь мы то, с Вами знаем, что с первой теорией «Х» у нас все в порядке, ее хоть отбавляй, а вот «Y» как раз не хватает.
Возможно, пора начать искать ответ в том, как руководители выстраивают отношения со своими подчиненными. Иначе не вставал бы вопрос о том, что материальная мотивация работает слабо. Сейчас высокооплачиваемые специалисты начинают оставлять свои престижные должности и выбирают менее прибыльную, но приносящую удовлетворение работу, иногда доходит не просто до смены работы, а даже до смены деятельности. И никакая материальная мотивация не заставит надолго задержаться в компании этого специалиста
ГОТОВЫЕ РЕЦЕПТЫ
любить свою работу
введение системы сдвинутого графика работы;
премирование временем;
введение платы за любое рационализаторское предложение; (улучшаем)
формирование и использование имиджа фирмы;
доплата некурящим или приз для некурящих;
уважение к курящим (специальное удобное место)
введение ежегодной аттестации персонала; (повышение оклада)
проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства;
неформальное общение в коллективе;
использование системы профессионального продвижения и ротации персонала
не слишком активировать менее способных исполнителей
не активировать исполнителей, решающих трудную задачу
переходящий флажок (лучшая продажа недели и т.д.)
корпоративный заказ товара (выгодно и удобно, например бытов.химия)
своевременное информирование (заранее)
организованное рабочее место
привлечение к принятию решений (можно анонимно)
все формы социальных льгот
формирование и распространение культуры предприятия
состязательная деятельность (в ограниченном количестве)
мотив справедливости
стабильность, надежность компании
принадлежность к коллективу
миг премия (за выдающуюся сделку, продажу)
самостоятельность
самоутверждение
похвала, благодарность, грамота
поощрение промежуточных целей
часто и понемногу (награды)
сохранение уважения к сотруднику
чувство победителя
внимание к членам семьи
обращение по имени (свое имя всегда приятно слышать)
внутрифирменное обучение (можно своими силами)
четкая фиксация обязанностей в документе
понятная оплата труда
фирменный стиль
презентация компании на собеседовании
хорошо составленное объявление (не свидание вслепую)
амбиции
справедливость и уважение при увольнении
вовлечение в выявление проблем
связь между результатами своей работы и деятельностью компании
соучастие в создании успеха компании
прямое взаимодействие с непосредственным руководителем
организованные перерывы
место для приема пищи
и еще много ваших и других рецептов…
Я намеренно отразила эти «рецепты» как горох, чтобы Вы смогли увидеть их по новому. Может быть, что-то покажется Вам незначительным, но поверьте, все является важным, если Вы даже самую незначительную деталь (с вашей стороны) делаете явной, она приобретает значимость, а значит, становится мотивирующим фактором. И помните о том, что часть как нам кажется «мотивирующих» факторов, (например, улучшение условий труда) просто снимает неудовлетворенность. Но и они необходимы, хотя не являются движущими.
Желаю Вам сделать из этих «рецептов» разумное сочетание и направить на повышение трудовой активности работающих у Вас сотрудников.
ПО НОВОМУ
Начинать надо конечно с подбора персонала, как правило, при собеседовании обращают внимание на профессиональные знания и навыки кандидата. На практике мы видим, что этому проще всего научиться. Сегодня мы вынуждены проводить обучение сотрудников. Например: большое количество компаний работает с программой 1С, но в каждой из них есть свои настройки для эффективной работы, и каждый приходящий в эту компанию проходит обучение. Предлагаю оценивать те качества, которым обучить сложно: желание и способность учиться, отношение к ошибкам, способность помогать и принимать помощь, понимание смысла работы, ориентированность на клиента и др.
Получение нового места работы, изменение привычных условий деятельности стимулирует сотрудника, и проявляет в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Вспомните, когда в компанию приходит новый человек, как правило, он полон энтузиазма, сил и мотивирован на работу. Если же он не получил возможность (за определенный период) почувство-вать себя самостоятельным, необходимым сотрудником, которого уважают и которому доверяют, он как правило разочаровывается в своей работе и мы имеем как следствие низкую отдачу. Последнее поколение сотрудников (20-25-30 лет) больше ценит не деньги, а возможность самореализации, определенную степень свободы при реализации задач, личное время и обстановку в коллективе.
Задача руководителя – работать со всем тем, что ежедневно препятствует мотивации сотрудника. Это может быть множество маленьких ньюансов - тон, высказывания, жесты, все это подавляет людей. Руководитель может этого и не замечать, но сотрудники тонко чувствуют это. Руководителям, которые озабочены проблемой мотивации, следует начинать не с тренингов и административных рычагов, а с анализа своего рабочего поведения.
ГОТОВЫХ ОТВЕТОВ НЕТ
Я уверена, что большинство отношений могут измениться, если руководители хотят, чтобы их бизнес развивался.
Мотивация - это не сиюминутное получение результата, это кропотливый процесс – шаг за шагом. Это уважение и внимание к тем, кто с вами рядом.
Доверяйте своим собственным идеям и способностям.
Р.S. Вы можете иметь свою точку зрения, отличную от моей.
Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492
Профессиональный психолог Кузнецова Наталья
Член Психотерапевтической Лиги России